Вы собираетесь открыть интернет-магазин в поддержку существующего оффлайн-бизнеса? Задумываетесь о реализации проекта в сфере интернет-коммерции с нуля? Тогда этот материал может быть полезен для вас. Рассмотрим некоторые моменты, которые легко упустить из виду, но при этом они могут привести к серьёзным финансовым потерям.
Стоит ли открывать «классический» интернет-магазин?
В классическом понимании интернет-магазин — это сайт, на котором представлены товары. Пользователь может выбрать понравившийся товар, «положить» его в корзину, оплатить, а затем, дождавшись доставки, получить его на руки. Проблема заключается в том, что такая схема работает далеко не для всех ниш. Приведем несколько примеров.
- Очень дорогие товары. Если вы продаете товары, которые требуют серьёзных материальных вложений, «классический» интернет-магазин вряд ли будет для вас эффективным каналом продаж. Например, купить автозапчасти на сайте — обычная практика, но никто не будет приобретать автомобиль, оформив заказ через корзину. Автодилеры обычно презентуют модели на сайте, но сами продажи осуществляются в салоне.
- Количество товара невелико, а заказы можно назвать штучными. Нет смысла тратиться на разработку полноценного интернет-магазина, если на складе десяток товаров. В этом случае нужно сделать упор на хорошую презентацию, а процесс заказа и связи с продавцом максимально упростить.
- Сайт не интегрирован с платежными системами. Несмотря на то, что такая ситуация встречается достаточно часто, «классическим» интернет-магазином такой сайт назвать нельзя.
Способы привлечения клиентов также могут внести коррективы в техническое решение интернет-магазина. Подумайте, как вы будете искать покупателей? Если вы ставите приоритетом платную интернет-рекламу или продвижение через социальные сети, требования к технической части будут ниже. Однако если основной трафик планируется получать из поисковых систем, сайт не должен иметь критических ошибок. Здесь важно все — и валидность кода, и возможность добавлять уникальные заголовки и описания страниц, и отсутствие дублей и многое-многое другое.
После того, как вы определитесь с тем, нужен ли вам функционал полноценного интернет-маркета, следует определиться с технической базой. Существует несколько вариантов технических решений для интернет-магазина. Рассмотрим плюсы и минусы каждого из них.
- Использование любой CMS, дающей возможность разместить товар и получить данные о заказе. Главный плюс такого варианта — дешевизна. К тому же можно выбрать уже знакомую CMS и крутой профессиональный шаблон. Среди минусов — риск взлома, отсутствие полноценного функционала, подстроенного под нужды бизнеса, зачастую невозможность масштабирования бизнеса. Это хороший вариант для, когда нужен просто сайт с прайсом, так называемая «витрина». Также такой вариант подойдет людям, которые хотят быстро стартануть или просто протестировать перспективы открытия интернет-магазина.
- Аренда готового SAAS решения. Вы арендуете готовый функционал, в котором просто размещаете свои товары. В Беларуси таких платформ очень много, поэтому проблем с поиском не будет. Это удобно и можно быстро начать работу. Однако стоит быть готовым к постоянным платежам и ограничениям. Например, за превышение определенного лимита товаров придется переходить на другой тариф, а также учитывать риски, связанные с арендой. Такой интернет-магазин не будет принадлежать вам полностью, поэтому если платформа закроется или её политика перестанет вас устраивать, придётся начинать всё заново. Если ваша цель — «прощупать» почву и собрать базовую статистику, такое решение вполне может вам подойти. Лучший вариант привлечения трафика — интернет-реклама. Многие магазины годами работают на SAAS-решениях и приносят прибыль своим владельцам.
- Интернет-магазин на специальном готовом движке для e-commerce. Они могут быть как платные, так и бесплатные. Большинство таких решений способны закрыть все базовые потребности. Многие разработчики охотно берутся за реализацию подобных проектов — с созданием и поддержкой сайта не будет никаких проблем. К тому же можно выбрать готовое решение и использовать его «как есть». Внедрение нового функционала в виде готовых модулей также потребует минимум вложений и времени. Открытый исходный код даёт простор для дальнейших улучшений. Такой вариант обойдется дороже описанных выше, однако в итоге можно получить функционал, отвечающий практически всем требованиям.
- Полностью уникальный магазин с нуля. Самое дорогое и сложное решение, которое выбирают далеко не все «новички». Главный плюс — соблюдение всех требований заказчика. В этом случае можно реализовать полный функционал и внедрить «фишки», которые не успели опробовать конкуренты. Однако стоит понимать, что «оторваться» от разработчика будет практически невозможно. Править ошибки, осуществлять поддержку и делать доработки придется тому, кто изначально писал код. К тому же каждая доработка будет стоить немалых денег. Интернет-магазин «с нуля» может создаваться очень долго. Поэтому, если вам важны сроки, от этой идеи лучше отказаться.
Выводы
Перед тем, как внедрять определенное решение, следует пройти несколько этапов:
- Проанализировать конкурентов, причем не только лидеров рынка, но и новичков, подающих надежду. Обращать внимание стоит не только на сильные, но и на слабые стороны.
- Проанализировать все бизнес-процессы, которые будут сопровождать деятельность интернет-магазина. «Пройти» все этапы от привлечения покупателей до доставки товара. Здесь важно понять, как с помощью интернет-магазина упростить эти этапы, а не усложнить их. Можно разработать несколько сценариев покупки, расписать алгоритмы на все возможные случаи. Например, что должно произойти, если пользователь положил товар в корзину, но не оплатил его. Стоит прислать ему напоминание, что в корзине лежит товар? Настроить рекламу таким образом, чтобы пользователя «преследовала» его несовершенная покупка?
- 3. Четко прописать техническое задание, в котором учесть весь необходимый функционал. Это будет полезно не только в случае с кастомной разработкой «с нуля». Конкретные критерии помогут при подборе SAAS-решений или покупке шаблона для e-commerce.
Понравилась статья? Хотели бы получить профессиональный обзор своего интернет-магазина? Присылайте ссылку на ваш сайт и контакты в форму обратной связи!